> Перейти на ГЛАВНУЮ Индивидуальные различия памятиОпубликовано: 7.1.2018
Индивидуальные различия памяти. Жизненные наблюдения и экспериментальные исследования показывают, что память у разных людей неодинакова. Одни запоминают и воспроизводят быстро, точно, много, другие — быстро, но не точно и немногое. Одни лучше запоминают предметы и рисунки, другие — слова, третьи - музыкальные мелодии и т. д.
О степени этих различий можно судить по следующим экспериментальным данным. Для заучивания одного небольшого стихотворения разным испытуемым (взрослым) потребовалось от 10 до 26 повторений. Разница в скорости заучивания была, следовательно, весьма значительна (опыты И. Волкова).
Аналогичные данные были ранее получены при исследовании объема запоминания. После однократного чтения рассказа, содержавшего 180 слов, один из испытуемых воспроизвел 127 слов, другой - только 45 слов. Для запоминания ряда фигур различным испытуемым потребовалось от 33 до 75 показов материала (опыты Меймана и Эберта).
Среди многообразных индивидуальных различий памяти особо надо выделить типы памяти, зависящие от соотношения двух сигнальных систем и степени участия в процессах памяти отдельных анализаторов.
Каждый человек может запоминать разнообразный материал, но с разным успехом и разными способами. В соответствии с этим различаются наглядно-образный, словесно-отвлеченный и промежуточный между ними типы памяти.
Одни люди лучше запоминают предметы, картины, лица, цвета, звуки и т. п. (наглядно -образный тип памяти); другие — словесный материал: словесные формулировки, понятия числа и т. п. (словесно-отвлеченный тип памяти); третьи — и то и другое примерно в одинаковой степени (промежуточный или средний, тип памяти).
Представители наглядно-образного типа памяти любой материал, в том числе отвлеченный, стараются запомнить главным образом посредством конкретных образов, тогда как представители словесно-отвлеченного типа памяти, напротив, любой материал, в том числе наглядный, запоминают, пользуясь в большой мере словесными обозначениями, различными словесно формулированными логическими схемами.
В зависимости от степени участия основных анализаторов в запоминании и воспроизведении различают следующие типы памяти: зрительный, слуховой, двигательный и комбинированный, или смешанный (зрительно-слуховой, зрительно-двигательный и слухо - двигательный).
Одни люди лучше запоминают то, что воспринято зрительно, другие — при слуховом восприятии, третьи — при участии двигательных ощущений, четвертые — при смешанном способе запоминания. Одни учащиеся лучше запоминают учебный материал при чтении молча, про себя, другие — при чтении вслух, третьи нуждаются в записи.
Экспериментальные исследования показали, что наиболее распространенным является смешанный тип памяти (зрительно-двигательный и несколько менее — слухо-двигательный). Чистые типы памяти встречаются редко. У школьников они наблюдаются в пределах лишь от 1 до 3°/о (исследования Нечаева); в дальнейшем, в связи с упражнением тех или иных анализаторов, различия между типами памяти могут увеличиваться.
Многие художники, писатели, актеры часто обладают высокоразвитой зрительной памятью, что позволяет им точно воспроизводить в картинах, рисунках, описаниях и действиях даже бегло виденные предметы, лица, сцены. Столь же высокого развития может достигать слуховая память у музыкантов, которым часто достаточно однажды прослушать музыкальное произведение, чтобы затем точно воспроизвести его. Такой памятью, в частности, отличались Моцарт, Балакирев, Рахманинов и многие другие композиторы.
Индивидуальные различия памяти находятся в прямой зависимости от характера деятельности человека, чем и определяется преимущественное использование одних анализаторов по сравнению с другими. Типы памяти являются результатом упражнения. Они зависят от обучения, от профессиональной деятельности и могут меняться и развиваться вместе с изменением деятельности человека. При разносторонней деятельности память приближается к гармоническому сочетанию положительных особенностей каждого типа.
Учителя должны учитывать индивидуальные особенности памяти учащихся, но не для того, чтобы приспосабливаться к ним, а для того, чтобы выявлять слабые, недостаточно развитые стороны памяти учеников и развивать у них память всесторонне путем систематического упражнения в запоминании различного материала при различных способах его восприятия и заучивания. Задачей воспитания должно быть всестороннее развитие памяти, опирающееся на совместную деятельность обеих сигнальных систем и участие нескольких анализаторов. |