> Перейти на ГЛАВНУЮ Дмитрий Менделеев: без периодической таблицыОпубликовано: 11.1.2019
Будучи семнадцатым ребенком в семье и оставив после себя 7 потомков, Менделеев очень любил общаться с детьми. Он не делал различий между собственными отпрысками, детьми многочисленных друзей, гостивших в его доме, или крестьянскими ребятишками. Одним из любимых развлечений Менделеева был домашний театр, который дети устраивали прямо в сенном сарае, а любимой постановкой – шекспировский «Гамлет» с дочкой Любочкой-Офелией и датским принцем Александром Блоком. Умение прекрасно ладить с детьми вполне объяснимо. Известно, что по образованию Менделеев был педагогом. Он пошел по стопам своего отца и окончил физико-математический факультет главного Педагогического института Санкт-Петербурга. О том, что до этого Менделеев хотел стать врачом, известно меньше. А между тем он готовился поступить в медицинскую академию, но отказался от своей затеи после посещения анатомического театра.
Менделеев много путешествовал. В одной только Франции он побывал 33 раза. Но в первую очередь ученый направлял свои интересы на Россию: в ходе научной деятельности он посетил более 100 российских городов. Не всегда его поездки были связаны исключительно с работой. В своем дневнике о паломничестве по Валааму и Коневцу он записал, что завидует монахам, которым доступно молитвенное уединение. В жизни Менделеева периодически наступали моменты, когда он мечтал отрешиться от суеты: «надо обязанности исполнять, а сил уже нет и времени нет». Обязанностей, действительно, было много: кроме службы Менделеев много времени проводил в своем поместье в Боблово, где пытался, в том числе, доказать всему миру, что урожаи в российском нечерноземье ничуть не хуже немецких или голландских. И именно здесь, в Боблово, Менделеев, вероятно, мог обретать на время то монашеское уединение, которому завидовал.
Дом семьи Менделеевых часто был полон гостей. Дмитрий Иванович поддерживал дружбу с Бородиным, Сеченовым, Мечниковым. К нему приезжали Гоголь, Глинка, Погодин, Баратынский, Тимирязев, Вернадский. Любимым партнером по шахматам был живописец Архип Куинджи. Были ли среди них закадычные друзья, сказать сложно. При всей широте своей натуры и коммуникабельности Менделеев был очень самодостаточен, и, возможно, лучшим другом для него был он сам. Его любимым стихотворением было тютчевское «Молчание»:
Менделеев был убежден: предрассудки одинаково страшны как для веры, так и для науки, поэтому попытался развенчать миф о модном в то время спиритизме. Для спиритических сеансов он лично разработал столики, к которым присоединил манометры, и пригласил спирита. Итогом разоблачений стала монография «Материалы для суждения о спиритизме». Последовали неоднозначные оценки: многие говорили, что манометру не под силу справиться с «тонкими материями». Достоевский же обращал внимание на то, что спиритизм – явление социальное, и к нему «нельзя подходить с манометром». Впрочем, важным здесь оказался не метод, который использовал Менделеев, а его желание привлечь внимание к проблеме предрассудков – и это ему удалось.
Хорошо известна фраза Менделеева: «Нефть – не топливо! Топить можно и ассигнациями!» Вклад ученого в нефтяную отрасль страны сложно недооценивать. С подачи Менделеева был отменен варварский четырехлетний откуп на нефтяные месторождения, и это стало первым ударом для нефтяных королей того времени братьев Нобелей. Затем последовал второй удар – Менделеев предложил транспортировать нефть по трубам. Был построен нефтепровод Баку-Батуми и первый нефтеперерабатывающий завод. Затем Дмитрий Иванович нанес третий удар по империи Нобелей: он разработал масла на основе отходов нефтепереработки, которые стоили в несколько раз дешевле, чем керосин. Таким образом, Россия смогла не только отказаться от экспорта керосина из Америки, но и импортировать нефтепродукты в Европу. При этом Менделеев всегда выступал против бездумного разбазаривания природных богатств, считая, что будущее за промышленностью. Как известно, Менделеева трижды выдвигали на Нобелевскую премию, но он так ее и не получил. Было ли это местью Нобелей или «постарались» российские коллеги ученого, которые, к слову, ни разу не проявили инициативу по выдвижению Менделеева, остается загадкой.
Войти, используя:
|