> Перейти на ГЛАВНУЮ Почему вас так бесит бодипозитив, или Закат пластмассовой красотыОпубликовано: 5.2.2018
Не так давно бьюти-редактор «Леди Mail.Ru» Марина Сютаева написала статью «Почему я считаю, что бодипозитив — это вранье». В материале она высказала свою точку зрения на эту тему:
«Ваш любимый бодипозитив — вранье. Как и все эти громкие фразы: «Я люблю свое тело таким», «Я не поддамся моде на похудение», «Правильное питание — мировой заговор». Все, кто станет мне возражать, либо не имеют силы воли взяться за свою фигуру, либо худышки. Вот поправьтесь хотя бы до 80 кг, тогда и поговорим».
Статья возмутила тех, кто имеет иную точку зрения, кто выступает за бодипозитив, в частности, Светлану Бронникову, пишет Intueat.
Светлана — клинический психолог, кандидат психологических наук, сертифицированный специалист по интуитивному питанию. Женщина решила ответить Марине Сютаевой в открытом письме-обращении.
Posted by Светлана Бронникова on Sunday, April 5, 2015
Напомним, движение бодипозитив направлено на принятие собственного тела и разрушение негативных стереотипов общества по отношению к людям, чья внешность отличается от общепринятого стандарта.
«Вы наивно полагаете, что бодипозитив объединяет «жирных и безвольных». Это неправда — бодипозитив объединяет живых», — заявила Бронникова.
О статье Сютаевой психолог узнала от одной из участниц закрытой группы для сторонников интуитивного питания. Женщина опубликовала ссылку с комментарием: «Ужасная статья».
«Оно и понятно — август, читателей мало, рейтинги падают. Редакторы в отпусках, контента не хватает. Для оживления нужен скандал, глядишь, читатели начнут писать гневные письма — вот тебе и контент. А нет более скандальной темы, чем право женщины весить столько, сколько ей отвешено Матерью-Природой, правда?», — пишет Бронникова.
НЕ ЧИТАЙТЕ ЗА ОБЕДОМ СТАТЕЙ О ПОХУДЕНИИ После того, как количество людей, попросивших меня прокомментировать текст, як…
Posted by Светлана Бронникова on Tuesday, July 5, 2016
Свое мнение о том, почему Марина Сютаева не права, Бронникова выразила в письме.
«Я — обыкновенная женщина, не худышка и без силы воли. Почти до тридцати лет я, как и многие женщины с постсоветского пространства, считала красоту результатом упорной работы над собой. В 28 лет я уехала работать в Европу и очень быстро обнаружила, что здесь женщины мало беспокоятся о соответствии тем или иным бьюти-стандартам. Так я присоединилась к движению бодипозитива. Это помогло мне прожить 16 следующих лет, родив двоих детей и ни разу не сев на диету ни до, ни после родов. Живя здесь, я научилась уважать, ценить и любить свое тело не за то, сколько оно весит, а за то, что оно может. Научилась тщательно фильтровать посылы гламурных журналов, носить то, что лично мне нравится и удобно, и иметь в виду тех, кто оценивает меня по тому, как я выгляжу. И уже много лет я учу этому других женщин», — пояснила психолог.
«Это письмо — обращение не только к Марине Сютаевой, но и ко всем тем, кого движение бодипозитива не просто раздражает, а до истерики пугает», — добавила она.
Приводим полный текст письма-обращения Светланы Бронниковой:
Добрый день, Марина! Признаюсь, прочитав статью, я сначала разозлилась. Я всегда злюсь, когда посторонние люди претендуют на то, что знают, что происходит у меня в голове, да еще и обвиняют во вранье. Такое обвинение — лучшая манипуляция, потому что сразу заставляет оправдываться. А тот, кто оправдывается — выглядит виноватым и неубедительным. Поэтому, Марина, я не стану оправдываться перед вами за то, что исповедую бодипозитив. Предлагаю лучше вспомнить старую пословицу «То, что говорит Петр о Павле, больше говорит о Петре, чем о Павле» и разобраться, отчего вас так «бомбануло».
Я задумалась о том, откуда в тексте столько агрессии. Чем женщины, нравящиеся себе любыми, взбесили Марину Сютаеву? А вот и ответ:
«Я сама побывала в лагере начинающих бодипозитивистов. Три года подряд после родов я не просто не худела, а набирала вес. Донабиралась до 12 лишних кило… И я не успокоюсь, пока не влезу в джинсы «из прошлой жизни».
Именно поэтому вы так злитесь на нас, Марина. Потому что мы научились оставлять в прошлой жизни не только неподходящие по размеру джинсы, но и прошлых любовников или мужей, прошлые неудачные работы, прошлых неверных друзей. Мы научились понимать, что если человек или вещь категорически тебе не подходит — нужно оставлять это в прошлом, а не приспосабливать под них себя, ломая и калеча. Попрощаться с неподходящим человеком, купить вещь своего размера — увеличивает самоуважение. Как жаль, что вы этого так и не поняли, ведь это сделало нас намного счастливее.
У нас «нет силы воли взяться за себя».
Тут вы правы. Скажу по секрету — нам немножко некогда. Мы предпочитаем браться за вещи приятные и интересные: новые проекты на работе, рождение и воспитание детей, черт побери, да за пенис любимого мужчины! «Браться за себя» в лексиконе вашей диетической культуры означает непременно себя ненавидеть, непременно стыдить, непременно истязать, через боль и мучения обретая призрачное совершенство. Марина, вы еще не наигрались в BDSM? На здоровье, но мы — пас.
А еще я думаю, Марина, вы так злитесь на нас, потому что вы боитесь. Да-да. Мы вам угрожаем. Ведь, строго говоря, у вас нет никакой профессии. Вы не архитектор, не учитель, не гинеколог. Вы ничего не создаете и никому не помогаете. Ваша работа — каждый день убеждать нас в несовершенстве нашей кожи, тусклости волос, отвратительности растяжек и стыдить за то, что волосы у нас растут не только на голове. Все это необходимо немедленно исправить, скрыть, выдернуть, выжечь лазером, огнем и напалмом. И сделать это можно, только срочно купив все эти прекрасные бьюти-средства и процедуры ваших спонсоров.
Вы даже осмеливаетесь называть это «уход за собой», хотя многие из этих процедур больше похожи на садомазохистские эксперименты. Ваша работа — убеждать нас, что если мы все это немедленно не купим и не сделаем, то не будем любимы. Не будем счастливы. Никогда, никогда.
И вот это и есть самое настоящее вранье. Вы пытаетесь убедить нас, что нужно остановить, заморозить время. Что, родив ребенка, необходимо остаться такой же, как до родов. Что можно избежать старости, и наверное, даже смерти. Вы рассказываете нам о несуществующем мире совершенных пластмассовых людей — и, истово ненавидя себя и свое тело, вы убеждены, что это единственный способ существования для женщины в современном мире. И пытаетесь убедить в этом нас.
Потому что все, что хочет от нас диетическая, фитнес и бьюти-индустрия — чтобы мы продолжали ненавидеть себя. Только категорически недовольный собой человек готов покупать судорожно, иррационально, не считая денег и не задумываясь, нужно ли это ему. У каждой нашей эмоции есть функция побуждения к определенному поведению. Гнев побуждает нас нападать, страх — бежать. Стыд побуждает прятаться. Терзаемые стыдом за свое отвратительное уродство, женщины покупают не «уходовые средства» и «бьюти-процедуры» — они покупают маскировку. Как вечные Золушки, носящие на балу платье и туфли с чужого плеча, женщины в современной культуре боятся лишь одного — что часы пробьют полночь, и уродство их несовершенства станет очевидным.
Вам важно, чтобы, даже тщательно замаскировавшись, мы продолжали чувствовать болезненный стыд. За морщинки, складки, поры, запахи. За то, что мы — живые, биологические, настоящие, а не пластмассовые существа. И поэтому в бьюти-индустрии клиент всегда неправ.
Не существует никакого абсолютного минимума, нормы ГТО, выполнив которую, можно выдохнуть и быть хоть чуть-чуть довольной собой. Когда растяжки и целлюлит перестают вызывать стыд и страдание, нам говорят, что у нас коротковаты ресницы (удлинить!), узковаты брови (нарастить!), маловаты грудь или зад (закачать силикон!), мы вообще невыносимы, отвратительны, уродливы в нашем обычном, натуральном виде…
Эпохе пластмассовой красоты приходит конец
Марина, у меня для вас плохая новость. Все больше голливудских звезд выбирают пусть естественного старения. Плюс-сайз модели, так пугающие вас — новость вчерашнего дня. Сегодня особенно в моде модели возрастные, 60+. С морщинами, и, о ужас! — сединой.
Антидиетический подход становится все более популярен. Ведь если бы ваши диеты работали, разве 2 из каждых 3 человек на Земле страдало бы сейчас от лишнего веса и ожирения? Или у пяти из семи миллиардов людей проблемы с силой воли?
Все меньше женщин соглашаются ложиться под нож пластического хирурга, чтобы избавиться от стыда за свое тело. Открою вам еще один секрет: от стыда не избавляются, отрезав себе кусок живота или пришив пару силиконовых мешочков в область груди. Это — предмет длительной психотерапии.
Ваш «здоровый образ жизни».
Вы полагаете, что бодипозитив означает «пропаганду нездорового образа жизни»? А что же означает пропаганда так называемого «здорового»? Диеты, гарантированно приводящие к приступам переедания и последующему набору веса (так бывает у всех, Марина, не только у вас)?
Изматывающие, не соответствующие физиологии женщины тренировки, от которых наступает аменорея, означающая потенциальное бесплодие, остеопороз и перевод организма фертильной женщины в режим менопаузы, то есть — старения?
Истощение на якобы «здоровом» рационе на 1500 ккал с выпадающими волосами, шелушащейся кожей и ломающимися ногтями?
А после пары героических недель ЗОЖ — тайная вечеринка, на которую, кроме вас, приглашены исключительно хотдоги и шоколадки, завершающаяся походом в туалет с вызыванием рвоты — потому что ужас перед набором сброшенных килограммов сильнее страха смерти от разрыва пищевода, весьма нередкой при булимии??
Спасибо, но мы делаем другой выбор.
Мы выбираем свободу есть все, что нам хочется. Все, что необходимо нашему телу, которое трудится для нас каждый день и заслуживает получать вкусную и разнообразную пищу. О да, и десерты тоже.
Вы не поверите, Марина, но, когда человек разрешает себе есть все без чувства вины, питание перестает напоминать эротический триллер категории В, где главную героиню все время преследуют, а в финале она не успевает спастись, и ее насилуют и убивают топором. В еде нет ничего наркотического, нет ничего ужасного. Еда не опасна, вас обманули. Еда — это ресурс, топливо, удовольствие, инструмент для социального общения. И все. Никакого саспенса. Понимаете, еда — это просто еда.
Мы выбираем выглядеть такими, какими нас задумали генетика и эволюция. Некоторые из нас худышки, некоторые — полные, кто-то — нечто среднее.
Простите, Марина, но нам совсем неважно, с какой силой мы давим на землю — ведь цифра на весах не сообщает никакой другой информации.
Нет, мы не бодрствуем ночами, мечтая о худом теле — вы приписываете нам собственную бессонницу. Мы спокойно и крепко спим — по крайней мере, в периоды, когда не кормим детей грудью. Ночами бодрствуют те, кто голодает, сидя на диете — недостаточное питание разрушает сон. Мы же знаем, что сон и секс — наши лучшие бьюти-друзья, работающие куда лучше ваших модных и дорогих «уходовых средств». Для того, чтобы спалось хорошо и секса хотелось, достаточно быть сытой и довольной собой. У довольных собой людей не бывает ни бессонницы, ни фригидности.
Твигги и Джоли вызывают у нас симпатию, замешанную на сочувствии. Их худоба не кажется нам здоровой.
В мире обычных женщин средний размер — 42-44 европейский, а не российский. Среднестатистическая российская женщина носит 50-52 размер одежды. Нам всем отпущено не так уж много времени, и посвящать его борьбе с самым лучшим, самым верным другом — собственным телом — мы не собираемся. Слишком мало останется на любовь, работу, игры с детьми, ночные прогулки, утренние пробежки, шашлыки с друзьями у озера, нелепые танцы под странную музыку, работу запоем — на то, из чего, на наш взгляд, и должна состоять жизнь. Уж точно не из непрерывной борьбы с телом за выбор между пирожком и салатом. Вы наивно полагаете, что бодипозитив объединяет «жирных и безвольных». Это неправда — бодипозитив объединяет живых.
Кто мы такие?
Среди нас — те, кому вы безмолвно и брезгливо отказываете в женственности. Ведь вы считаете, что такое небольшое телесное изменение, как прибавить 12 килограммов после родов, означает «стать меньше женщиной» и требует немедленного вмешательства. Что же тогда делать тем из нас, кто в результате болезни или несчастного случая навсегда оказался в инвалидной коляске? Пережил двустороннюю мастэктомию? Родился на свет с неизлечимой хромотой? Дожил до 70, а то и 80 лет? Представляете, такие женщины не просто существуют — они носят макияж, красивое белье, занимаются спортом и выбирают украшения, которые наденут сегодня.
Вы полагаете, что толстых и увечных существовать не должно, что красота кроется в физическом совершенстве. Последний раз эта идея была особенно актуальна в нацистской Германии. Идеи чистоты расы заставили тысячи немцев ежедневно выполнять физические упражнения, добиваясь сильного и стройного тела — ведь Рейху для захвата мирового господства нужны были только такие. Остальным предстояло умереть в газовых камерах. Это то будущее, которое вы хотите нам уготовить, Марина?
Мы признаем, что все тела — разные, и все тела — красивые. Среди нас есть и обычные, и худощавые, и спортивные обладательницы такого рельефа, что вы от зависти сжевали бы свои джинсы из прошлой жизни. Всякие. Нас объединяет не размер одежды, не объем талии. Нас объединяет отказ постоянно чувствовать унижение навязанного нам несовершенства. И мы выбираем этого не делать. Мы выбираем быть несовершенными и счастливыми. Мы выбираем быть живыми сегодня — завтра может быть поздно. Хотите с нами? Это просто!
|