> Перейти на ГЛАВНУЮ Нарушения речевых функций у детей: дислалия и дислексияОпубликовано: 17.2.2019
Одним из самых распространенных нарушений речевых функций у детей является так называемая дислалия. Неправильное произношение проявляется у детей с нормальным уровнем развития слуха и артикуляции. Это заболевание проявляется в замене, искажении и полном отсутствии определенных звуков в устной речи.
Дислалия возникает у 50% детей дошкольников, 20% детей младшего школьного возраст и у 1-2% подростков старше 9-10 лет. Опасность дислалии заключается в том, что на ее почве могут возникнуть новые нарушения в виде дисграфии и дислексии.
Понять, что такое дислексия и каковы ее симптомы у детей, можно посредством наблюдения за процессом чтения. Малыш с дислексией имеет недостаточно сформированные психические функции, принимающие участие в чтении.
Он будет постоянно ошибаться в тех или иных звуках, читать по буквам, искажать слоги и даже некорректно осмыслять прочитанный фрагмент. При нормальном интеллектуальном развитии распространенность дислексии у детей, в отличие от дислалии, доставляет всего 4-5%. Чаще всего недуг проявляется у мальчиков.
Одним из самых очевидных факторов, вызывающих данное нарушение речи, считается наследственность. Также западные исследователи полагают, что очень часто недуг проявляется у латентных левшей.
Однако основной первопричиной дислексии остается дисфункция мозга, которая, в свою очередь, могла быть спровоцирована рядом биологических факторов, в частности, повреждением головного мозга или токсическими поражениями нервной системы в следующих случаях:
Также причинами становятся инфекционными поражения ЦНС на фоне перенесенных матерью заболеваний, например, гриппа или краснухи. Кроме того, дислексия нередко сопровождает другие расстройства, такие как алалия и дислалия, дизартрия, афазия, ДЦП и задержка психического развития. К социальным факторам, приводящим к речевой дисфункции, относят дефицит нормального речевого общения, билингвизм и педагогическую запущенность.
Иногда родители не сразу могут отличить нормальное развитие речи от расстройства речевых функций.
Такое заболевание, как дислексия, имеет определенные проявления, по которым можно вовремя распознать диагноз и приступить к лечению недуга:
Очень важно диагностировать расстройство на раннем этапе, но стоит помнить, что указанные симптомы также могут сопровождать нарушения зрения. Поэтому желательна консультация у офтальмолога. Поставить окончательный диагноз и правильно лечить недуг может только квалифицированный специалист, поэтому не доверяйте этот процесс самим себе или педагогам.
Первый шаг в лечении речевого расстройства – посещение педиатра.
Далее вас направляют к логопеду, который обследует вашего ребенка, начиная со сбора таких данных:
Далее врач может предложить ребенку пройти простые тесты, в частности, зачитывание текста, переписывание и письмо на слух.
Как только диагноз подтвержден, начинается логопедическое лечение дислексии. Коррекционные работы направлены на устранение всех речевых дисфункций и патологий неречевых процессов.
Зачастую методика коррекции зависит от типа расстройства:
при оптическом типе работа производится над зрительным и пространственным восприятием;фонематическая форма предполагает корректировку произношения звуков и создание представления и буквенном составе слов;тактильная дислексия требует работы над пониманием схем и развитием ощущения пространства;при семантическом типе важно развить слоговой синтез и лексикон, помочь детям усвоить грамматические нормы языка;мнестические нарушения требуют развития слуховой и зрительной памяти;аграмматическая форма заболевания предполагает работы по усвоению грамматических систем.Лечение заболевания у школьников зачастую имеет благоприятные прогнозы. Что касается взрослых людей, страдающих дислексическими нарушениями, коррекция речевой функции немного масштабней и отличается от работы с детьми. |