> Перейти на ГЛАВНУЮ Лекции TED: психологические эксперименты с неожиданными результатамиОпубликовано: 21.7.2017
Человеческое поведение — загадка. Оно соткано из противоречий, смысл которых не всегда нам понятен. Чтобы узнать больше об этих противоречиях и их значении, мы выбрали лекции TED, в которых психологи, социологи и бизнесмены описывают нестандартные психологические эксперименты, позволяющие нам по-новому взглянуть на общеизвестные психологические явления: из этих лекций вы узнаете о скрытых ресурсах и пользе стресса, иллюзии выбора в современном мире, неоднозначных последствиях нашей склонности к оптимизму, связи чувства отвращения и нашей нравственной позиции, преимуществах умения владеть языком тела и ненадёжности наших воспоминаний, которые могут редактировать другие люди. Итак, приготовимся узнать много нового о себе.
Стресс. Из-за него сердце бьётся чаще, дыхание учащается, а на лбу выступает пот. В то время как стресс превратился в злейшего врага здоровья, новые исследования утверждают, что стресс не опасен, если поверить в это. Психолог Келли Макгонигалл призывает нас поменять отношение к стрессу и предлагает давно забытый способ борьбы со стрессом — общение.
Что, если пересмотреть признаки стресса и принять их, как сигнал того, что ваше тело наполнилось энергией, чтобы справиться с испытанием? Именно это говорили участникам исследования, проводимого в Гарвардском университете. Прежде чем пройти тест на стрессоустойчивость, участники переосмыслили стресс как полезную реакцию организма. Колотящееся сердце готовится к действию. Быстрое дыхание — нет проблем. В мозг поступает больше кислорода. Те участники, которые стали считать, что стресс полезен, меньше нервничали, меньше боялись, были больше уверены в себе. Но что меня поразило больше всего — изменилась их реакция на стресс. Типичная стрессовая ситуация: пульс увеличивается, а ваши кровеносные сосуды сужаются вот так. Именно поэтому хронический стресс иногда ассоциируется с сердечно-сосудистыми заболеваниями. Опасно всё время находиться в таком состоянии. Но в исследовании, когда участники воспринимали стресс как нечто полезное, их кровеносные сосуды находились в нормальном состоянии. Хотя сердце всё ещё колотится, с сосудами в таком состоянии это гораздо безопаснее. Похожим образом сердце и сосуды реагируют в моменты радости и отваги. В течении всей жизни, полной стресса, даже такое изменение может стать разницей между сердечным приступом, вызванным стрессом в 50, и жизнью далеко за 90. Современная наука показывает, что то, как мы относимся к стрессу, имеет значение.
Психолог Элизабет Лофтус изучает воспоминания. Если быть более точным, она изучает ложные воспоминания, когда люди либо помнят события, которых никогда не было, либо помнят их совершенно не так, как они происходили в действительности. Это встречается чаще, чем вы могли бы подумать. Лофтус делится некоторыми поразительными историями и статистическими данными и поднимает важные этические вопросы, над которыми нам всем следует задуматься.
Наши воспоминания способны меняться. Они способны восстанавливаться. Память немного похожа на страницу Википедии: вы можете изменить её, но и другие люди тоже могут это сделать. Я впервые начала изучать процесс изменения памяти в 1970-х. Я проводила эксперименты, в которых людям показывали смоделированные преступления и несчастные случаи, а затем задавали вопросы о том, что они помнят. В одном исследовании мы показали людям имитацию аварии и спросили их, с какой скоростью двигались автомобили до столкновения. А других людей мы спросили, с какой скоростью двигались автомобили до катастрофы. И когда мы использовали слово «катастрофа», свидетели говорили, что автомобили двигались быстрее. Кроме того, наличие слова «катастрофа» в вопросе побуждало людей утверждать, что они видели битое стекло на месте происшествия, когда битых стёкол не было вообще. В другом исследовании мы показали имитацию аварии, где автомобиль проехал на перекресток со знаком «стоп». И если мы задавали вопрос, который исподволь внушал, что это был знак «уступите дорогу», многие свидетели говорили нам, что они помнят знак «уступите дорогу» на перекрестке, а не знак «стоп». И вы могли бы думать, ведь это были экранизированные события, они не являются особо стрессовыми. Будут ли совершены ошибки такого же рода в действительно стрессовых ситуациях?
— Ложные воспоминания: можно ли быть уверенным в том, что случилось вчера
— Распознавание эмоций: предубеждения и искажения
Невероятно, что может раскрыть подстроенная игра «Монополия». В этой занимательной, но отрезвительной речи социальный психолог Пол Пифф делится своими исследованиями в том, как люди ведут себя, когда они ощущают богатство (подсказка: плохо). Но хоть и решение проблемы неравенства кажется сложным и невыполнимым, есть и хорошие новости.
Я бы хотел, чтобы вы на минутку подумали об игре в «Монополию», с той разницей, что в этой игре те сочетания умений, таланта и удачи, которые помогают вам преуспеть в игре, как и в жизни, не имеют никакого значения, ведь всё было подстроено и вы взяли верх нечестным путём. У вас больше денег, больше возможностей продвигаться по полю, больше доступа к ресурсам. И когда вы думаете о таком опыте, я хочу, чтобы вы спросили себя: как тот факт, что вы являетесь привилегированным игроком в подстроенной игре, может изменить ваше отношение к себе и к другому игроку? В университете Беркли мы проводим курс, чтобы досконально изучить этот вопрос.
Мы появляемся на свет, чтобы стать оптимистами, вместо того, чтобы реалистично смотреть на мир? Тали Шарот рассказывает о новом исследовании, предполагающем, что мозг человека настроен на позитивную волну, и что такое мировоззрение может быть одинаково опасно и полезно.
Склонность к оптимизму наблюдается во многих странах: как в западной культуре, так и в остальном мире; у мужчин и женщин; у детей и пожилых людей. Это довольно распространённое явление. Но вот вопрос: а хорошо ли это для нас? Некоторые говорят, что нет. Некоторые говорят, что секрет счастья — в заниженных ожиданиях. Я думаю, логика в этом такая: если мы не надеемся, что произойдёт что-то великое, что мы встретим любовь, будем здоровыми и успешными, тогда мы не разочаруемся, если всё это не произойдёт. Если мы не разочаруемся, когда с нами не произойдёт что-то хорошее, и приятно удивимся, если хорошее произойдёт, то мы будем счастливы. Это очень хорошая теория, но она неправильна и вот три подтверждения тому.
Йоаким де Посада вкратце рассказывает на TED U о знаменитом эксперименте на способности отложить удовольствие и том, как это связано с вероятностью успеха ребёнка в будущем. С бесценной видеосъёмкой того, как дети вовсю сдерживаются, чтобы не съесть конфетку.
Я здесь для того, чтобы сообщить вам нечто важное. Я думаю, что мы нашли самый важный фактор, влияющий на успех. Открытие было сделано в Стэнфордском Университете, недалеко отсюда. В эксперименте с четырёхлетними детьми профессор психологии оставлял каждого ребёнка в комнате в одиночестве. Четырёхлетнему ребёнку говорили: «Джонни, я тебя здесь оставляю всего на 15 минут, а вот тебе конфетка. Если, когда я вернусь, конфетка останется на месте, получишь ещё одну, и у тебя их будет две». Просить четырёхлетнего ребёнка ожидать в течение 15 минут того, чего он сильно желает, это – то же, что сказать вам: «Заказ принят; кофе будет через 2 часа». В точности то же самое. Что же происходило, когда профессор покидал комнату? Как только дверь закрывалась…
Что общего между отвратительной картинкой и тем, как мы голосуем? С помощью опросов и экспериментов психолог Дэвид Пизарро откроет нам взаимосвязь между чувствительностью к сигналам отвращения — например, изображению фекалий или неприятному запаху — и нашими нравственными и политическими суждениями.
Тот факт, что эмоции влияют на наше суждение, неудивителен. Это часть того, как эмоции функционируют. Они не только побуждают нас вести себя определённым образом, но и меняют способ нашего мышления. Что более удивительно в случае с отвращением — это масштабы этого влияния. И всё довольно складно, хорошо иметь функцию, с помощью которой отвращение может изменить моё восприятие физического мира, если возможно «загрязнение». Не совсем складно другое: эмоция, задуманная для предотвращения проглатывания яда может предсказать, за кого я буду голосовать на предстоящих президентских выборах.
Язык тела влияет на то, как другие люди видят нас, но он также может изменить наш взгляд на самих себя. Социальный психолог Эми Кадди показывает, как принятие сильных поз — например, позы уверенности даже в тех ситуациях, когда мы не чувствуем себя уверенными — влияет на уровень тестостерона и кортизола в крови и увеличивает наши шансы на успех.
Итак, невербалика помогает нам оценивать других людей, понимать их суждения о нас и прогнозировать результат нашего общения. Однако зачастую мы забываем о том, что наша невербалика влияет и на нас самих: на наши мысли, чувства и общее состояние организма. Какие именно элементы невербалики я имею в виду? Я социальный психолог. Я изучаю предрассудки и преподаю в элитной бизнес-школе, поэтому я неизбежно заинтересовалась динамикой власти. Меня особенно заинтересовали невербальные выражения силы и доминирования.
Шина Айенгар изучает то, как мы делаем выбор — и что мы думаем о сделанном выборе. На TEDGlobal она говорит как о незначительном выборе (между Колой и Пепси), так и сложных решениях. Она рассказывает о своем революционном исследовании, которое раскрывает некоторые удивительные идеи о наших решениях.
В действительности мы выбираем между вещами, которые практически одинаковы. Ценность выбора зависит от нашей способности воспринимать различия между вариантами выбора. Всю свою жизнь американцы учатся находить отличия. Они занимаются этим с такого раннего возраста, что начинают верить, будто каждый рождается с этой способностью. Хотя фактически все люди имеют основную потребность в выборе, мы не все видим выбор в одном и том же месте или в одних и тех же условиях. Когда кто-то не видит, чем одно отличается от другого или имеет слишком много вариантов, процесс выбора может запутать и разочаровать. Вместо того, чтобы выбрать лучшее, мы потрясены выбором, а иногда даже боимся его. Выбор уже не подразумевает возможности, а оказывает давление. Это не признак освобождения, а мучение бессмысленными мелочами. Другими словами, в сравнении с Америкой, выбор в этом контексте может стать чем-то совершенно противоположным, если он предоставлен людям, недостаточно подготовленным к нему. Но это касается не только тех, кто живет в других странах и чувствует давление всевозрастающего выбора. Сами американцы признают, что безграничный выбор кажется более привлекательным в теории, чем на практике.
Смотрите также: Барри Шварц: парадоксы выбора и превратности свободы
|